Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.
Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен – идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.
Однако и здесь возникает проблема. Что, если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.
Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют гражданское общество и новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
(По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)
Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три примера, иллюстрирующих деятельность организаций гражданского общества.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи. (Объяснения должны быть сформулированы как распространённые предложения.)
Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на государственную политику? (Укажите два способа влияния.) Какая черта успешно действующих демократий отмечена в тексте? Какой тип граждан авторы считают лучшим?
Демократия в политической жизни современного общества является результатом процесса, в рамках которого были бы в равной степени задействованы, обнародованы, обсуждены, сопоставлены и учтены интересы и волеизъявления всех.
Демократия также одновременно представляет собой состязательную систему, обеспечивающую честную конкуренцию конфликтующих интересов и противостоящих целей. Демократия представляет собой систему организации общественного обсуждения, призванную вырабатывать и продвигать общие интересы и коллективные цели.
Остановимся на проблеме выработки и принятия решений в демократическом обществе. Реальное демократическое принятие решений (как, впрочем, и недемократическое) всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях – в определённое время и в определённом месте, по поводу определённых вопросов и для определённых людей.
Примерами подобных обществ могут быть, например, семья, школа, исследовательская лаборатория, спортивная команда, религиозное сообщество, округ или квартал, профсоюз либо фирма. В той мере, в какой любая из этих организаций, групп или структур включает в себя элементы демократического принятия решений, она представляет собой демократию.
(Адаптировано по статье Дж.Дж. Стура)
Результатом развития какого политического процесса автор считает демократию? Что позволяет ему говорить о том, что реальное демократическое принятие решений всегда происходит в каких-то конкретных ситуациях? Какие две стороны демократии как системы отмечены в тексте?
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Автор подчеркивает, что одной из важнейших сторон демократии является состязательность и честная конкуренция участников. Приведите два аргумента (объяснения) в обоснование этого вывода.
Используя обществоведческие знания, назовите две характерные черты демократического пути принятия решений и проиллюстрируйте одну из них конкретным примером.
В ходе социологического опроса совершеннолетних граждан им задавали вопрос: «Какие причины заставляют вас принимать или не принимать участие в выборах?» (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.
Социологические службы государств Z и Y провели опросы совершеннолетних граждан своих стран о том, для чего нужна многопартийность.
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а. о сходстве; б. о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а. сходство; б. различие.