ОПЫЛЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ
После созревания пыльцы происходит перенос пыльцевого зерна на рыльце пестика. Этот процесс носит название опыления.
У некоторых растений созревшая пыльца попадает на рыльце пестика того же цветка, что приводит к самоопылению. Однако у большинства растений пыльца с одного цветка с помощью ветра, воды, животных, человека переносится на рыльце пестика другого цветка. Такое опыление называется перекрёстным. Наиболее распространённым в природе является перекрёстное опыление с помощью животных (насекомых). Для привлечения насекомых в цветке развиваются особые железы – нектарники, выделяющие сахаристую жидкость (нектар). Перелетая с цветка на цветок и питаясь нектаром, насекомые опыляют цветущие растения.
После попадания на рыльце пестика пыльцевого зерна происходит его прорастание. Образуется длинная тонкая пыльцевая трубка, растущая в сторону семязачатка завязи. В пыльцевой трубке имеются две мужские половые клетки – спермии. Семязачаток завязи имеет зародышевый мешок, состоящий из нескольких клеток. Главными из них является яйцеклетка (женская половая клетка) и центральная клетка.
Пыльцевая трубка достигает зародышевого мешка, и происходит оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток (гамет). Оплодотворение у цветковых растений двойное, поскольку происходит слияние одного спермия с яйцеклеткой, а другого – с центральной клеткой. Из оплодотворённой яйцеклетки (зиготы) развивается зародыш семени, а в оплодотворённой центральной клетке образуется запас питательных веществ семени. Таким образом из семязачатка в целом развивается семя, а из завязи пестика – плод.
Используя содержание текста «Опыление цветковых растений» и знания из школьного курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Что в тексте понимается под опылением?
2) В чём различие перекрёстного опыления и самоопыления?
3) Когда в Австралию завезли семена клевера и посеяли их, то клевер вырос, хорошо цвёл, но плодов и семян у него не было. Как можно объяснить такое явление?
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
ПЛОДЫ И ИХ ОБРАЗОВАНИЕ
В результате двойного оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, _________(А) и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется стенка плода, называемая _________(Б), который может быть как сочным, так и сухим. Количество семян зависит от количества _________(В) внутри завязи.
Список слов:
1) прицветник
2) околоплодник
3) зигота
4) семязачаток
5) эндосперм
6) семядоля
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ. | А | Б | В |
|
|
|
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
... | Завязь |
Лист | Листовая пластинка |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
ПЛОД С СЕМЕНАМИ
В результате двойного оплодотворения образуется семя, которое состоит из _________(А), эндосперма и семенной кожуры. Из стенки завязи образуется стенка плода, называемая _________(Б), который может быть как сочным, так и сухим. Количество семян зависит от количества _________(В) внутри завязи.
Список слов:
1) прицветник
2) околоплодник
3) зигота
4) семязачаток
5) семядоля
6) зародыш
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ. | А | Б | В |
|
|
|
Выберите из предложенного списка и вставьте в текст пропущенные слова, используя для этого их цифровые обозначения. Впишите номера выбранных слов на места пропусков в тексте.
ОБРАЗОВАНИЕ ПЛОДОВ
В результате двойного оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, _________(А) и семенной кожуры. Из стенки _________(Б) образуется стенка плода, называемая околоплодником, который может быть как сочным, так и сухим. Количество семян зависит от количества _________(В) внутри завязи.
Список слов:
1) завязь
2) прицветник
3) зигота
4) семязачаток
5) эндосперм
6) семядоля
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ. | А | Б | В |
|
|
|
Расположите в правильном порядке пункты инструкции проведения черенкования комнатных растений. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по размножению фиалки листовым черенком.
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
... | Семязачаток |
Почка | Почечные чешуи |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
Расположите в правильном порядке пункты инструкции по проведению эксперимента, подтверждающего дыхание семян.