Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город – административный центр губернии, название которой пропущено в данном отрывке.
«В чернозёмной полосе, где земля была особенно плодородной, крестьяне получили её значительно меньше, чем имели до реформы. Отнятые у крестьян земли назывались отрезки. В 21 чернозёмной губернии отрезки составляли более 26% дореформенного крестьянского землепользования. Особенно большие отрезки были произведены помещиками на юге и юго-востоке: в _______________ губернии – 41,8%; в Саратовской – 42,4%.
В отдельных имениях отрезки достигали 70–80%. В нечернозёмной полосе они были несколько меньше – 9,9%. Всего по России помещики отобрали у крестьян свыше 18% земли».
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «5», в период, когда была проведена реформа, которой посвящена схема.
Заполните пропуск в предложении: «Проведение реформы, результаты которой отражены на схеме, началось в тысяча восемьсот __________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Прочитайте отрывок из речи российского императора.
«Покойный мой родитель постоянно был занят мыслию освобождения крестьян. Я, вполне ей сочувствуя, перед своей коронацией, бывши в Москве, обратил внимание предводителей дворянства Московской губернии на необходимость заняться улучшением быта крестьян, присовокупив к тому, что крепостное право не может вечно продолжаться и что потому лучше, чтобы преобразование это совершилось сверху, чем снизу. Вскоре после того я учредил под личным моим председательством особый Комитет, которому поручил заняться принятием мер к постепенному освобождению крестьян. В конце того же года поступило прошение от трёх литовских губерний, просивших дозволения приступить прямо к освобождению крестьян. Я принял это прошение, разумеется, с радостью и отвечал рескриптом на имя генерал-губернатора Назимова. В этом рескрипте указаны главные начала, на коих должно совершиться преобразование; эти главные начала должны и теперь служить основанием ваших рассуждений. Мы желали, давая личную свободу крестьянам и признавая землю собственностью помещиков, не сделать из крестьян людей бездомных и потому вредных как для помещика, так и для государства. Эта мысль служила основанием работ, представленных теперь Государственному совету Главным комитетом. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей… пример этому, весьма дурной, мы видели в Австрии, и именно в Галиции. Безземельное освобождение крестьян в остзейских губерниях сделало из тамошних крестьян население весьма жалкое…»
Какая мысль согласно тексту служила основанием работ, проведённых Главным комитетом и представленных Государственному совету? Какое поручение согласно данному отрывку было дано учреждённому императором «особому Комитету»?
Прочитайте отрывок из речи российского императора.
«Покойный мой родитель постоянно был занят мыслию освобождения крестьян. Я, вполне ей сочувствуя, перед своей коронацией, бывши в Москве, обратил внимание предводителей дворянства Московской губернии на необходимость заняться улучшением быта крестьян, присовокупив к тому, что крепостное право не может вечно продолжаться и что потому лучше, чтобы преобразование это совершилось сверху, чем снизу. Вскоре после того я учредил под личным моим председательством особый Комитет, которому поручил заняться принятием мер к постепенному освобождению крестьян. В конце того же года поступило прошение от трёх литовских губерний, просивших дозволения приступить прямо к освобождению крестьян. Я принял это прошение, разумеется, с радостью и отвечал рескриптом на имя генерал-губернатора Назимова. В этом рескрипте указаны главные начала, на коих должно совершиться преобразование; эти главные начала должны и теперь служить основанием ваших рассуждений. Мы желали, давая личную свободу крестьянам и признавая землю собственностью помещиков, не сделать из крестьян людей бездомных и потому вредных как для помещика, так и для государства. Эта мысль служила основанием работ, представленных теперь Государственному совету Главным комитетом. Мы хотели избегнуть того, что происходило за границей… пример этому, весьма дурной, мы видели в Австрии, и именно в Галиции. Безземельное освобождение крестьян в остзейских губерниях сделало из тамошних крестьян население весьма жалкое…»
Назовите императора, выступившего с данной речью. Укажите время, с точностью до десятилетия, когда он вступил на престол.
Прочитайте отрывок из мирного договора.
«Вследствие счастливого восстановления мира между их величествами, земли, во время войны завоёванные и занятые их войсками, будут ими очищены.
Их величества император французов, королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, король сардинский и султан обязуются возвратить императору всероссийскому города и порты: Севастополь, Балаклаву, Камыш, Евпаторию, Керчь-Еникале, Кинбурн, а равно и все прочие места, занимаемые союзными войсками…
Чёрное море объявляется нейтральным: открытый для торгового мореплавания всех народов вход в порты и воды оного формально и навсегда воспрещается военным судам как прибрежных, так и всех прочих держав…
Свободная от всяких препятствий торговля в портах и на водах Чёрного моря будет подчинена одним лишь карантинным, таможенным, полицейским постановлениям, составленным в духе, благоприятствующем развитию сношений торговых. Дабы пользам торговли и мореплавания всех народов даровать всё желаемое обеспечение, Россия и Блистательная Порта будут допускать консулов в порты свои на берегах Чёрного моря согласно с правилами международного права.
Вследствие объявления Чёрного моря нейтральным… не может быть нужно содержание или учреждение на берегах оного военно-морских арсеналов как не имеющих уже цели, а посему император всероссийский и султан обязуются не заводить и не оставлять на сих берегах никакого военно-морского арсенала…»
Укажите любые две реформы, проведённые в России в период правления императора, при котором был подписан данный мирный договор.
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
На основании «Положений 19 февраля 1861 года о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики же сохранили за собой все принадлежавшие им земли, но должны были предоставить крестьянину приусадебный участок и полевой надел. Размеры надела и условия его получения фиксировались в ревизских сказках, которые составляли мировые посредники из числа местных дворян. До выкупа полевого надела крестьянин отбывал барщину или платил помещику оброк и назывался отходником.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В период правления Николая I было предпринято реформирование судопроизводства. Ранее суд был негласный, ведение дел в нём затягивалось на долгое время. Судебная волокита вызывала всеобщее недовольство. В 1864 г. были утверждены новые Судебные уставы. Судопроизводство соответствовало теперь самым современным международным нормам. Устанавливалась всесословность суда, гласность (открытость) и состязательность судопроизводства, появились присяжные поверенные (адвокаты). Вводилось участие в судебном процессе народных представителей – земских заседателей.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
Отмена крепостного права сделала крестьянина юридически независимым от помещика-землевладельца, но помещики всё же сохраняли в своих руках важные экономические рычаги. В соответствии с положениями реформы 1861 г. размеры крестьянского надела и характер повинностей надлежало определять по соглашению крестьян с помещиками. Это соглашение фиксировалось в духовной грамоте. Её составляли мировые посредники – назначавшиеся правительством лица из числа местных дворян-помещиков. Естественно, эти грамоты-договоры отстаивали права дворян, что вызывало недовольство крестьян. Подобное положение особенно было заметно в нечернозёмных губерниях, где сельское население было весьма многочисленным и где на редкость плодородные земли были несравненно более дорогими, чем в северных, западных и восточных районах Империи.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
Император поручил руководить проведением реформы военному министру. В рамках проведения этой реформы в России была введена всеобщая (всесословная) воинская повинность.
1. Назовите этого императора.
2. Укажите упомянутого военного министра: имя (или инициалы) и фамилию.
3. Укажите одну причину (предпосылку) начала проведения военной реформы.