Прочитайте отрывок из летописи и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в отрывке.
«И подплыл князь по Днепру к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де "мы купцы, идём в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим". Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: "Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода" и показал Игоря: "А это сын Рюрика". И убили Аскольда и Дира... И сел Олег, княжа,
в ______, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским"».
|
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В период становления Древнерусского государства киевские князья стремились распространить свою власть на все восточнославянские племена. При Игоре сбор дани с племён осуществлялся в ходе пожилого – объезда князем с дружиной подвластных земель. Княгиня Ольга изменила порядок сбора дани: установила её точные размеры – уроки и места сбора дани – ряды. Ольга осталась в памяти последующих поколений мудрой правительницей. Она первой в княжеском роду приняла христианство. Для этого она специально ездила в Византию.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
К середине первого тысячелетия н. э. славянские племена устремились на земли от Чёрного до Балтийского моря. В ходе этого расселения славяне разделились на три ветви: восточную, западную и северную. Восточные славяне использовали две системы. При подсечно-огневой системе участок леса выжигали и использовали в течение нескольких лет, после чего забрасывали. Ирригационная система состояла в том, что на распаханном участке земли выращивали урожай три-четыре года до истощения почвы, после чего переходили (перекладывались) на новый участок.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) введения уроков и погостов в середине X в.?
– восстание киевлян против вседозволенности ростовщиков;
– убийство князя Игоря древлянами;
– усиление внешней опасности;
– активизация торговли по пути «из варяг в греки».
Объясните, как выбранное Вами положение связано с введением уроков и погостов в середине X в.
Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Что из перечисленного относится к тому же веку, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка?
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов.
1. В XI в. в Древнерусском государстве происходило законодательное ограничение пережитков родового строя.
2. К рубежу VIII–IX вв. в общественном строе у восточных славян произошли значительные изменения.
3. Произошёл переход от родовой общины к соседской, возникло социальное неравенство.
4. «Правда Ярослава» ограничила право кровной мести кругом ближайших родственников.
Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт и запишите номера в строку без пробелов в соответствии с таблицей.
Номер предложения, содержащего | |||
тезис 1 | факт 1 | тезис 2 | факт 2 |
Что из перечисленного стало одной из причин (предпосылок) образования Древнерусского государства?
– ослабление внешней опасности;
– упадок торговли по пути «из варяг в греки»;
– переход от родовой общины к соседской;
– крещение Руси.
Объясните, как выбранное Вами положение связано с образованием Древнерусского государства.
Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов.
1. На холме в Киеве было создано единое капище божеств, которых почитали восточные славяне и другие народы, входившие в состав Древнерусского государства.
2. Владимир Святославич предпринял меры по укреплению границ Руси от набегов кочевников.
3. На реках Стугне, Суле, Десне были построены пограничные крепости – «заставы богатырские».
4. Владимир Святославич хотел поставить языческую веру на службу государству.
Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт и запишите номера в строку без пробелов в соответствии с таблицей.
Номер предложения, содержащего | |||
тезис 1 | факт 1 | тезис 2 | факт 2 |
Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.
Что из перечисленного относится к тому же веку, когда произошло событие, в честь юбилея которого выпущен данный почтовый блок?
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют общественный строй восточных славян накануне образования Древнерусского государства.
1) вервь; 2) вече; 3) союзы племен; 4) народное ополчение; 5) уроки.
Найдите и укажите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.