Современному человеку сложно представить жизнь в отсутствии денег. Приходя в магазин, мы открываем кошелёк и достаём ту сумму денег, которая написана на ценнике интересующего нас товара. При этом мы
не задумываемся, что именно благодаря тому, кто когда-то много веков назад первым придумал использовать деньги при товарообмене, мы можем так легко сравнивать стоимость различных товаров, покупать необходимый продукт, делать накопления на будущее.
Экономическая система любого современного государства не может обходиться без денег, поскольку они выполняют целый ряд экономических функций.
Деньги позволяют сопоставить между собой различные товары. Мы часто говорим: «Эта вещь стоит дорого, а эта – дёшево». Буханка хлеба стоит дешевле, чем килограмм мяса, а автомобиль дороже велосипеда. Как легко мы это определяем! Что позволяет нам провести это сравнение с такой лёгкостью? Мы сравниваем денежные выражения стоимостей этих вещей. И это сравнение мы можем произвести только потому, что знаем их стоимость в одинаковых денежных единицах. Таким образом, деньги на рынке выступают в качестве общего знаменателя, к которому приводится стоимость различных товаров.
Деньги играют роль посредника при обмене товаров. Производитель, для того, чтобы произвести товар, на имеющиеся у него деньги приобретает оборудование, материалы, нанимает работников, то есть превращает деньги в необходимые ему производственные ресурсы. С помощью этих ресурсов он производит товар и реализует его, превращая опять в деньги. Такое движение денег называется денежным обращением. В экономике каждого государства происходит внутреннее обращение денег в процессе купли-продажи, работы налоговой системы, социальной системы и т.д.
В качестве средства накопления выступают деньги, изъятые из обращения, полученные, но не потраченные. Накоплением занимаются
не только частные лица, но и государство.
(По материалам энциклопедии для школьников)
Потребители используют в расчётах за товары, услуги как наличные, так и безналичные деньги. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите одно любое преимущество и один любой недостаток безналичных денег.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Проиллюстрируйте тремя примерами, как деньги позволяют осуществить экономическую взаимосвязь между двумя государствами.
Что, по мнению автора, представляет собой денежное обращение? В ходе каких процессов происходит внутреннее обращение денег (укажите любые два примера из текста)? Каковы функции денег (назовите любые три функции из текста)?
Студенты экономического вуза, выполняя исследовательский проект, провели опрос общественного мнения. Различным группам населения был задан вопрос: «Какие формы сбережений вы считаете эффективными?» (участникам можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а. о сходстве; б. о различии в позициях групп опрошенных.
Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а. сходство; б. различие.
Рассмотрите фотографию.
Какую функцию денег иллюстрирует данная фотография?
Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два совета эффективной реализации данной функции денег для ведения домохозяйства. Кратко поясните каждый совет.
К какому виду экономической деятельности относится продажа товаров в магазине?
Цена торта 500 рублей. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример?
Верны ли следующие суждения о деньгах?
А. Деньги являются мерой стоимости производимых товаров и услуг.
Б. В современном мире единственной формой платежа является использование наличных денег.
Привлекая обществоведческие знания, составьте краткое (не более 5 предложений) сообщение об экономике фирмы, используя все приведённые ниже понятия.
Фирма, ассортимент товаров, бизнес-план, прибыль.