Прочитайте отрывок из воспоминаний участника событий.
«Накануне присяги все наличные члены общества собрались у Рылеева. Все единогласно решили, что ни противиться восшествию на престол, ни предпринять что-либо решительное в столь короткое время было невозможно. Сверх того, положено было вместе с появлением нового императора действия общества на время прекратить.
На другой же день весть пришла о возможном отречении от престола нового императора. Тут всё пришло в движение, и вновь надежда на успех блеснула во всех сердцах. Не стану рассказывать о ежедневных наших совещаниях, о деятельности Рылеева, который вопреки болезни употреблял всю силу духа на исполнение предначертанного намерения – воспользоваться переменою царствования для государственного переворота...
Настал день 14 __________. Много перечувствовалось в этот знаменательный день, многое осталось запечатлённым в сердечной памяти чертами неизгладимыми.
Я и многие со мною изъявляли мнение против мер, принятых в этот день обществом, но неотвратимость заставила отказаться от нравственного убеждения в пользу действия, к которому готовилось общество в продолжение стольких лет. Не стану говорить о возможности успеха, едва ли кто из нас мог быть в этом убеждён! Каждый надеялся на случай благоприятный, на неожиданную помощь, на то, что называется счастливою звездою; но, при всей невероятности успеха, каждый чувствовал, что обязан обществу исполнить данное слово – обязан исполнить своё назначение, и с этими чувствами, этими убеждениями в неотразимой необходимости действовать каждый стал в ряды...»
Укажите две любые причины поражения восстания, о котором идёт речь в отрывке.
Какое событие, по словам автора, побудило участников тайного общества к немедленным действиям? Как, по мнению автора, участники тайного общества расценивали шансы на успех своего восстания? Укажите любое одно положение.
Назовите российского правителя, установившего порядок наследования престола, действовавший в период описываемых в отрывке событий. Назовите российского правителя, изменившего данный порядок престолонаследия.
Прочитайте отрывок из воспоминаний современника событий.
«Сами правительства для возбуждения в народах энергии против самовластия императора французов своими прокламациями призывали их к свободе и торжественно обещали им законно-свободные установления.
Правительства не только не спешили исполнить свои обещания, но стали вменять в преступление справедливое требование конституционных учреждений, всячески стараясь везде подавлять дух свободы. __________ стал во главе монархических реакционеров. Заодно с ним действовали король прусский и император Франц, или лучше сказать, князь Меттерних – душа австрийского министерства и всей монархической реакции.
Народы, обманутые в своих ожиданиях правительствами, прибегали против их явных угнетений к средствам сокровенным. По всей Европе учредились тайные политические союзы с целью исторгнуть у правительств конституционные постановления. В Италии, под ненавистным ей австрийским владычеством, учредились тайные союзы карбонариев; в германских университетах образовался студенческий союз, раскинувший ветви свои по всей немецкой земле; во Франции – тайные политические общества под разными названиями. Цель у всех этих сокровенных союзов была одна: противодействовать монархической реакции правительств и освободить народы от их самовластия.
По низложении Наполеона главным предметом всех политических действий императора ____________ было подавление возникшего повсюду духа свободы и укрепление монархических начал, которым угрожали тайные общества. Все его правительственные и дипломатические действия, начиная с заключённого Cвященного тройственного союза России, Австрии и Пруссии, свидетельствуют об этом».
Укажите название, под которым вошли в историю участники тайных революционных обществ, возникших в России в годы правления императора, имя которого дважды пропущено в отрывке. Укажите одну из целей, провозглашённых участниками данных обществ в их программных документах.
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
В результате дворцового переворота 11 марта 1801 г. на российский престол взошёл сын убитого императора Петра III Александр I. Значительный отпечаток на личность и характер молодого царя наложили идеи Просвещения. Александр полагал, что необходимо проведение коренных реформ в целях обновления страны. Сподвижниками-реформаторами стали сверстники молодого царя, с которыми он некогда воспитывался и учился. Вместе с Александром они составили так называемый Верховный тайный совет, на заседаниях которого обсуждались проекты преобразований.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
Преобразования первых лет правления Николая I были продолжены в последующие годы. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета – законосовещательного органа при императоре. Большую роль в создании этого института в системе управления Российской империи сыграли предложения Столыпина – реформатора, разработавшего проекты преобразований, способных ограничить самодержавную власть и изменить бесправное положение крепостных крестьян. Но его стремления вызывали негодование большинства чиновников и дворян. В 1812 г. император принял решение об отставке реформатора, и он был выслан из столицы.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.
Пытаясь не допустить восшествия на престол Николая I, организаторы восстания 14 декабря вывели на Сенатскую площадь Москвы около 3 тысяч человек. Солдаты не подозревали об истинных целях выступления. М.А. Милорадович, пытавшийся убедить восставших прекратить выступление, был смертельно ранен Трубецким. Император Николай I приказал открыть огонь по мятежникам. После получения известия о разгроме выступления на Сенатской площади члены Южного общества организовали восстание Черниговского полка на Украине, которое также было подавлено.
Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).
Положение текста, в котором допущена ошибка | Исправленное положение текста |
|
|
|
|
В начале своего царствования этот император создал из четверых друзей юности неофициальный, но весьма влиятельный совещательный орган. С этими друзьями император разрабатывал план преобразований государственного устройства, обсуждал связанные с этим трудности. Одним из преобразований, осуществлённых в стране в этот период, стало создание новых органов центрального управления, пришедших на смену прежним, созданным по указу Петра I.
1. Назовите императора, о котором идёт речь.
2. Укажите название упомянутого неофициального совещательного органа.
3. Укажите одну любую причину проведения реформы органов центрального управления.
Древлянский князь Мал предпринял неудачную попытку посвататься к овдовевшей киевской княгине, имевшей малолетнего сына Святослава. Она же не только дважды расправилась с послами Мала, но и пошла войной на древлян и разгромила их.
1. Укажите век, когда произошли описанные события.
2. Назовите киевскую княгиню, о которой идёт речь.
3. Почему княгиня пошла войной на древлян?
В период правления этого императора в среде дворянской молодёжи зародились идеи ликвидации крепостного права и установления конституционного порядка в стране путём военного переворота, возникли тайные революционные общества. Успех военных революций в Испании и Италии укрепил в заговорщиках веру в правоту их действий. Они разработали свои программные документы и готовили восстание.
1. Назовите императора, в период правления которого возникли тайные революционные организации среди дворян.
2. Укажите общее название, под которым в истории известны участники упоминаемого революционного движения.
3. Что послужило поводом вооружённого выступления участников данных тайных обществ?